В гостях у старичка-лесовика

Древняя бежецкая земля, первое упоминание о которой находим в новгородских грамотах начала 11 века. Изначально этот край был богат озёрами и реками, покрыт непроходимым густым лесом. Отсюда и названия сёл и деревень, сохранившиеся до сих пор: Бор Бельский, Бор Еремеевский, Бор-Шкени, Бор Михалёвский, Бор Киселёв и множество больших и малых Боров и Борков.

Бежали люди от злых ворогов, из разорённых и опустошённых  набегами завоевателей городов, укрывались в глухих лесах. Об этом говорят местные легенды: «Среди густых еловых лесов, в трёх километрах к юго-западу от бывшей центральной усадьбы деревни Плотники, расположилось Новое Село. Местные жители рассказывают, что когда-то давным-давно в девяти километрах отсюда был город Дор. Люди там были зажиточными, все пруды у них и дороги были выложены камнем, о чём свидетельствует единственный сохранившийся до наших дней Дорской каменный пруд. Но пришла беда – налетело полчище монголо-татар. Разорили, сожгли они город дотла. Оставшиеся в живых люди пошли куда глаза глядят. И дошли они вот до этого места, где сейчас село находится. Приглянулось оно им. Кругом глухие непроходимые леса, в которых дичь водится, да и вороги сюда вряд ли доберутся…».

Край этот не случайно привлекал лесопромышленников. Были здесь и корабельные Польцовские леса, и огромные ели, на спиле которой, по преданию, «могла поместиться лошадь с упряжью». И, как правило, в таких заповедных местах твари всякой и живности водилось во множестве. Простого человека, забредшего ненароком в лес, обидеть мог всякий. Будь то гадюка злая, или нечисть лесная. Только стали замечать люди, что кто-то как будто оберегает их, помогает даже. Не всем, правда, а только добрым и отзывчивым. Местные предания, сохранившиеся и поныне в сёлах и деревнях бывшего Бежецкого Верха, тому подтверждение.

«Было это в стародавние времена, — рассказывают в Белом Селе, —  брёл мимо села старец с длинной зелёной бородой с проседью. Устал, дальний путь проделал, постучался в один дом. Хорошо его там приняли: накормили, напоили. Отблагодарил он местных жителей, сказав на прощание: «Никогда не будут водиться у вас змеи. Можете смело ходить по своей земле». Так и случилось. Не водятся змеи в окрестных лесах, что у Белого села находятся – грибники, ягодники спокойно в лес ходят, за черникой особливо – растёт она здесь в изобилии. А вот Новое Село совсем рядом расположено, а там местные жители в лес с оглядкой ходят – того гляди на змею наткнёшься».

Образ старца с длинной бородой переходит из одной легенды в другую.

«По дороге от Плотников к Новому Селу протекает ручей, по одной стороне которого водятся змеи, а по другую – нет. Местные жители говорили, что когда-то здесь проходил старец с длинной бородой и в большой шляпе, который махнул одной рукой вправо – там змей и не стало. Школьники шестидесятых даже проводили эксперимент: бросали змею по правую сторону – она тут же переползала влево».

Кто же он, этот старик, помогающий добрым людям? Местные жители называют его по-разному: Лесовик, Боровик, Лесной дед. Ясно одно, что это и есть дух леса, что пришёл к нам из славянской мифологии. И живёт этот дух именно в здешних местах, недалеко от нашей Льняной усадьбы. Давайте заглянем к нему в гости…