«Полотняный фольклор» бежецких мастериц – вышивки концов полотенец, находящиеся в коллекции Музейного центра, — представлен работами жительниц деревень Каликино, Плотники, Бор Бельского, Нового Села, Абрамихи, Вербежи, села Константиново бывшего Бежецкого уезда. В их орнаментальном наследии, наряду с геометрическими и растительными мотивами, большое место занимают архаические сюжеты с изображением женских фигур, различных птиц, расположенных преимущественно в ряд или друг против друга по сторонам куста, так называемого «древа жизни».
Смысл вышивки заключался не только в самом орнаменте на полотне, но и создании фактурного богатства его поверхности, расшитой мелкими швами-узорами. В Бежецком уезде повсеместно был распространён способ вышивания белой строчкой «по перевити».
В нашей коллекции есть полотенце, связанное с аграрно-земледельческими обрядами. Зная о древнем обычае приношения специально вышитого полотенца с накрытым на нём угощением в начале и при окончании уборки урожая духу поля, искусная вышивальщица – жительница деревни Бор Бельский — изобразила на концах полотенца древние геометрические орнаменты.
Особую гордость коллекции вышивок бежецких мастериц составляют свадебные полотенца, украшенные древнейшим орнаментом сказочных птиц с использованием глухого двустороннего шва «роспись» и «набор». Эти фантастические птицы с нарядными хохолками и пышным опереньем, кажется, излучают энергию солнца, праздника и веселья.
Дополняют данную коллекцию самобытные узоры бывшей Теблешской волости и старинное свадебное полотенце «косынья» 1851 года соседнего Весьегонского уезда, на котором нашли отражение древние традиции новгородского края и некоторые черты, свойственные искусству карел, давно обитавших здесь.
Рассматривая узоры на полотенцах бежецких мастериц, невольно вспоминаются строки из стихотворения Анны Андреевны Ахматовой: «…Но все мне памятна до боли//Тверская скудная земля…». Наша «скудная» земля испокон веков рождала удивительно талантливых мастериц, красота работ которых до сих пор восхищает, пленяет, завораживает. Кто знает, может, и народные узоры на полотенцах так же, как и русские песни, плачи, служили для Анны Андреевны источником вдохновения, ведь в её стихах есть всё, что так близко простой русской женщине. И ожидание встречи с возлюбленным, и волнение от одного только взгляда суженого, и настоящее горе жены, матери, потерявшей самого близкого человека.
«Полотняный фольклор» бежецких мастериц и поэтические шедевры Анны Андреевны, близкие по духу к народной поэзии, дороги простому русскому человеку, настоящему патриоту своей малой родины.